Кто такой Дядя Гу?

Хеллоу, эврибади

Биографические данные, как правило, скучны: родился, учился, женился, трудился, помер... Но я, банально поумничав, считаю, что в жизни любого человека важны не даты или, так называемые, «вехи», а окружающие его люди — родители, друзья, враги, наконец. Они-то, собственно, и определяют эти самые «вехи». Итак:

Меня зовут Сергей «Дядя Гу» Лазарев.

Постановочное фото circa 2012 г. Родион Антаков из Творческой группы XVII

«Дядя Гу» — от того, что полуторагодовалый Яник — сын Наташи и Игоря Лившицев — не мог выговорить целиком «дядя Гуня», а «Гуня» от того, что Сергуня — так звала мама, а ещё от того, что Гунька — друг Незнайки (такой же туповатый, судя по книжке), ну, и от того, что на инъязе, где я учился, всех Сергеев у нас на курсе почему-то звали Гуньками.

около года... просидел я в клетке...

А родился я в декабре 60-го года прошлого столетия, что само по себе не особо добавляет праздничных красок в моё жизнеописание, да ещё к тому же и на Эльмаше (промышленной окраине города Свердловска). Покинув маму естественным путём и хорошенько оглядев окрестности, я, тем же естественным путём, впал в совершенно бессознательное состояние, из которого вышел только через пару-тройку лет и обнаружил себя уже в центре города, в горьком одиночестве сидящим на широком подоконнике в пятиэтажной «хрущёвке», поджидающим родителей с работы и играющим двумя пуговками — других игрушек мне не давали, чтобы не сломал. (Говорят, одна пуговка была синенькой, а другая зелененькой, но этого я не знал в силу врожденного дальтонизма).

Mom & Dad circa 1956 г.

Родители безуспешно пытались нести свердловским «недорослям» крупицы «светлого, доброго, вечного» на, чуждом для этих «недорослей», английском языке — Daddy (Николай Анатольевич) в УПИ, а Mom (Раиса Леонидовна) в СХУ. То, что им донести не удавалось совсем, доставалось мне. Таким образом, к шести годам мой английский словарный запас несколько превалировал над русским, и родители, немноже сумняшеся, повели сдавать меня в спец.школу № 13. По дороге они, видимо, предвидя те мучения, которые им «светили» в ближайшие десять лет, вообще попытались от меня избавиться, отдав в какую-то спортивно-музыкальную секцию, но меня туда не взяли по причине плоскостопия и полного отсутствия музыкального слуха (на «прослушивании» я не сумел воспроизвести ни одной ноты «Чижика-пыжика»).

01.09.1966 Шк. 13. Пять лет, восемь месяцев и пятнадцать дней!!!

В школе, будучи почти англоязычным шестилетним ребенком, я плохо понимал, что мне говорили русскоязычные учителя, и поэтому в то время, когда остальные дети учились азам арифметики на счетных палочках, я этими счетными палочками играл на парте в солдатики и был страшно доволен — палочек, в отличие от двух пуговок, было десять. В восьмом, примерно, классе эту мою склонность к играм всё-таки приметили и позвали в школьный Драмтеатр п/у Надежды Михайловны Аракчеевой, где я уже законно мог «забить» на учёбу и безнаказанно играть в своё удовольствие во всяких самодеятельно-доморощенных спектаклях про разбойников и пиратов. К девятому классу, пошитые бабушкой рыжие вельветовые «клёши», причёска а-ля «битлы» и сногсшибательные виды первой школьной красавицы Ирины Васильевой, вынудили меня с помощью дворовых пацанов разучить три простейших аккорда на «дровяной» гитаре и номинироваться в состав школьного ВИА «Барды», который как раз не ко времени покинул барабанщик Паша Климов (отлично, кстати, пел «Хиппи хиппи шейк»!). На первую свою пробу в ансамбле я пришёл в валенках, в них же сел за барабаны, и в них же минут через пятнадцать и ушёл, активно подталкиваемый в спину бас-гитаристом и руководителем «Бардов» Лёней Порохнёй. Номинация, как вы догадались, не задалась...

Но в сентябре следующего года, уже на правах десятиклассников, мы собрали свою группу «Солар»

В каморке над актовым залом. Зима 77-78. Группа Солар. Шк.13.

(Саша Звездин — ударные, Серёжа Чернышев — бас-гитара и вокал, Витя Папин (царствие ему небесное) — соло-гитара и вокал, и ваш покорный слуга — ритм-гитара и вокал), унаследовав от «Бардов» школьный хлам в виде пары гитар «Тоника» и одного «Урала», малой ударной установки, естественно, электроорган «Ионика» с солисткой Леночкой Синегубовой в нагрузку (ни «Ионика», ни Леночка не прижились), несколько усилителей «УЭМИ-10» и микрофонные стойки, изготовленные из алюминиевых лыжных палок, на которых изолентой крепились г-образные микрофоны от бытовых магнитофонов. Мы их ласково звали «говнюшки». Затем, в полном соответствии с произведением Сергея Николаевича Чигракова «Вечная молодость», нам выделили для репетиций каморку, правда, не за, а над актовым залом — кинорубку, где мы за полтора месяца под дешевый портвейн «Три топора» и дорогие сигареты «Родопи» слепили полуторачасовую программу и с большим местечковым успехом отыграли «Осенний бал», а попросту «скáчки», в спортзале родной школы. Играли, конечно же, отвратительно плохо, но бодро и нахально, что отчасти компенсировало общее неумение и музыкальную безграмотность. Помимо юношеского задора и максимализма, с компенсированием помогало то, что репертуар состоял на 90% из собственных около-рокенрольных сочинений. В основном автора этих строк и парочки написанных С.Чернышевым. Я взялся за сочинительство исключительно из практических соображений — так как слуха у меня не было от рождения, и воспроизвести достойно ни один из расхожих в то время «хитов» я не мог (а девушкам нравиться ну очень хотелось), то я и принялся придумывать свои песни — вроде как тогда лажу никто не услышит (песня-то незнакомая...), ну, а если что, то, как говорит Мишаня Симаков, можно всегда сказать, что так и должно быть... Проканало... Справедливости ради надо сказать, что на потребу публике все-таки исполнялись и «Мани» Битлов, и «Коз ай лав ю» Слэйд, и «Коробейники» на слова Некрасова, и сопливо-девчачья «И вот опять пришла холодная зима...». Битловско-слэйдовские «каверы», слава Богу, исполнял С.Чернышев. К Новогоднему балу мы разжились мощнейшей низкочастотной колонкой «Кинап», (вручную собранной тем же Л.Порохнёй и проданной нам за 50 р.), а усилитель к ней (ламповый!!!) обнаружился под слоем пыли все в той же кинорубке. Деньги на колонку мы честно заработали, отыграв новогодний вечер в СХУ (спасибо, Mom). Словом, на новогодних танцульках мы уже звучали увесисто и солидно, несмотря на всё ещё хромающее на все четыре лапы качество исполнения и вокала. Группа «Солар» скончалась тихо и незаметно вместе с окончанием школы в 1978 году, вопреки «наполеоновским» планам продолжить музыкальные экзерсисы и после поступления в разные институты. (Сашка Звездин под это дело зачем-то даже купил подержанное самодельное банджо...) Но дороги наши разошлись... Хотя песенки и стишки я писать не бросил.

Чтобы не портить статистику 100 процентного зачисления в вузы выпускников 13-ой школы, меня поступили на английское отделение факультета иностранных языков Свердловского государственного педагогического института. Помог Ариэль Витальевич Грейсер, ныне покойный, близкий друг Daddy и тоже «шанхаец» — они вместе учились в 50-х на инъязе, вместе играли джаз в институтском ансамбле (дядя Арик на скрипке, Daddy на аккордеоне, а Mom солировала, стоя перед группой подпевок из 8 хорошеньких девчат — в общем сплошная «Бессаме муча»),

1957 г. Dad c баяном, Mom со сложенными ручками, дядя Арик со скрипочкой

а потом он (Дядя Арик) остался там преподавать. В коридорах инъяза я с трудом сдерживался, чтобы привычно не называть его «дядя Арик». Династическими амбициями родителей тут и не пахло — просто ни на что иное я был не годен. Ну, не в армию же идти балбесу, да ещё и единственному любимому сынуле своей мамочки. Как бы то ни было, я продолжил своё образование, учась кое-как и больше вовсю наслаждаясь студенческой жизнью, чем действительно загружаясь багажом знаний.

На инъязе я обрёл самых своих хороших друзей... Вообще-то, определения «хороший, лучший, близкий, ближайший, самый близкий» меня всегда смущают, потому что подразумевают, что ты кому-то из людей отдаёшь серьёзное предпочтение, а это не так. Я никого не хочу выделять и выстраивать иерархию в отношениях с близкими (ну вот, опять). Я их просто всех очень люблю. Так вот, мы крепко сдружились с Юрой «Борисычем» Мишковым и с Гунькой «Степаном» Соколовым. Конечно же, на почве музыки. В институте регулярно проводились всяческие смотры «худой» самодеятельности. Выходить на сцену и чего-то там исполнять, аккомпанируя себе на гитаре, было «стрёмновато», поэтому народ «кучковался», стараясь сбиться в какое ни на есть подобие ансамбля. Юра был лучшим гитаристом инъяза, Степан — «золотым» голосом того же инъяза — оба были участниками ансамбля политической песни «Баллада», что, впрочем, не обезобразило их человеческих качеств, и я к ним натурально примазался, предложив «шабашку» на стороне в виде совместного исполнения на очередном конкурсе произведения группы «Кристи» «Сан Бернардино»

San Bernardino circa 1981 г. С.Лазарев, Ю.Мишков, А.Калужский

Степан, со своим плохим английским (он учился на французском отделении), помогал на припевах и бил колотушкой в уродливый псевдо-барабан, Борисыч голосил, бодро бренча на банджо, Саша Калужский виртуозничал с тамбурином и подпевал, Андрей Печёнкин дёргал басовые струны и тоже пел (они там чего-то даже на голоса разложили), а я оглашенно вопил про далёкую солнечную и чуждую всем нам Калифорнию, и отчаянно мазал по струнам несчастного акустического инструмента фирмы «Фендер». Эту безвредную, в общем-то, композицию, стараниями бессменного куратора всех этих конкурсов и просто чудесного человека Людмилы Леонидовны Дрегалкиной, протащили на смотр, как народную песню канадских лесорубов (цензура в застойные годы была строгой, но тупой) и мы стали какими-то там лауреатами. Собственно, это выступление, наверное, и можно считать датой рождения бессмертного сводного коллектива «The Tutti Frutti Country Music Show Band», собиравшегося от случая к случаю, от конкурса к конкурсу, а в промежутках концертировавшего по подшефным детсадам и школам.

Blue moon of Kentucky (Светит месяц светит ясный) circa 1982 г. Слева направо М.Покровский, Ю.Мишков, С.Соколов, С.Лазарев

Играли, буквально, всё и с каким-то самозабвенным удовольствием — от «Браун гёрл ин зэ ринг» Бони М до «Леди ин блэк» Хипов. Горя не знали вообще — в то время, как все тогдашние группы проходили жестокую «литовку» в отношении своего репертуара, нам почему-то дозволялось всё — может, потому что власть предержащие нас всерьёз не воспринимали и за группу не считали, а может, потому что про нас никто вообще, кроме тех же подшефных, и слыхом не слыхивал — а нам только того и надо было. Коллектив «канканил» песни и танцы народов мира года три-четыре и в нём поучаствовали, помимо вышеуказанных персонажей, Паша Колесников, Олег Зверев, Вова Иванов, Макс Покровский, Лёша Масленников и некоторые другие будущие учителя английского, немецкого и французского языков. Закончилась вся эта беспредельная катавасия с окончанием института, а почти двадцать лет спустя нам удалось записать аж двойной и очень весёлый альбом «Die Exoten aus Katharinenburg»

The TFCMSB образца 1982 г. Песня из к-ф Тегеран 43 П.Колесников, С.Соколов, С.Лазарев, О.Зверев, Ю.Мишков
The TFCMSB образца 2001 г.

Желающие вручную ознакомиться с его содержанием, правда, столкнутся с определенными трудностями, так как 99% записанного на нём материала защищено авторскими правами, и ни о каких интернет-публикациях сегодня и речи идти не может. Вот ведь! Там, где в махровое застойное время цензура оказалась бессильна, победила оголтелая капиталистическая жадность...

Чтобы как-то скрасить серые будни лекций и семинаров, я успел поиграть ещё и в факультетском ВИА (без названия), но в силу того, что барабанщик Валя Бирюков очень любил Ричи Блэкмора, гитарист Сергей «Джин» Гореловский пёрся от группы «Смоки», клавишник и басист (был у нас такой электроорган с ножными басовыми клавишами, ну, прям, как у Дорз, мля) Шура Рабинович, вообще, прикалывался по Моцарту, а я уважал «корневой» рокендрол, группа, вымучив пару композиций, тихо скончалась в творческих судорогах.

Не считаю себя вправе отмолчаться о своём друге Гуньке Каменщикове, чей поступок оставил неизгладимый след как в моём творчестве, так и в жизни. Он «подсадил» меня на Высоцкого, когда на вожатской практике в пионерском лагере «Зелёный мыс» (под Верхнейвинском), приволок в комнату, где мы жили а-труа с Юрой Мишковым, бобинный магнитофон «Тембр» и несколько катушек с записями Владимира Семёновича. Магнитофон занял всю комнату, а Высоцкий всю голову... Спасибо, Гуня...

Пионерлагерь Зелёный мыс. 1980 г. Гуня Каменщиков

После окончания института, чтобы совсем уж не «зажиливать» свой долг стране, потратившейся на моё образование, я решил отдать его «натурой» и в возрасте 23-х лет отправился на полтора года в армию. Причём, некоторых в ряды вооружённых сил призывают, некоторые идут служить по зову сердца, чести и совести, меня же туда в прямом смысле этого слова «отнесли» на руках Юрка Мишков и Гунька Каменщиков — ходить сам я не мог в связи с глубочайшим алкогольным опьянением. Видимо, я наделся на то, что, когда протрезвею, армия уже закончится сама собой. Рассосётся, так сказать... Про службу распространяться не буду — наверное, самое худшее время в моей жизни...

Лето 1984 г. Полигон под селом Ржища УССР

Отдав Родине положенную ей толику здоровья и нервов, я устроился в отдел технических переводов НИИ ПО «Уралэлектротяжмаш», где в течение пяти лет пытался посильно помогать отечественному высоковольтному аппаратостроению. Для меня, в отличие от аппаратостроения, это были чудесные годы. Народ в НИИ подобрался бодрый — «промотный», и если отвлечься от необходимости ежедневно ходить на работу, то можно просто сказать, что было весело и задорно.

Фестиваль молодёжи ПО УЭТМ. Т-б Волна. 1986 г. Песня Гудбай Америка. Андрей Ким, какой-то банджист, Макс Покровский

В этот период времени я насочинял большое количество песен и некоторые даже оказались неплохими... Исполнялись они на, так называемых, «квартирниках», я бы даже сказал «кухонниках», а чаще в школе рабочей молодёжи, что на улице Мира, напротив бывшей фабрики «Уралобувь», где мой дорогой, ещё школьный, друг Тёша Биков

конец 90-х Таня и Тёма Биковы, С.Лазарев

работал ночным сторожем и готовился к поступлению (а потом и учился) в свердловский Юр. Мы там много лет подряд «сутки через двое» по вечерам отлично проводили время, расписывая «пульку» по-маленькой, делясь творчеством, распевая песни и распивая вермут с портвейном, а то и с водкой. Девушки тоже захаживали... В тот же исторический период я родил довольно смешное (по оценкам друзей) произведение в прозе, которое называется «Сказка или хрониакальные записки легкого дворового привидения о патологических войнах Захудалого Королевства того еще времени» и является неприкрытым стёбом на тему и вокруг русских народных английских побасенок и вообще бессознательным потоком сознания. Примерно в то же время я получил псевдоним «Дядя Гу» — вроде как негоже сказочнику прозываться казённым именем С.Лазарев.

Москва. Арбат. 1989

Радикальные перемены в стране («перестройка» и общий развал СССР) переменили и мою жизнь — я удачно пристроился в сфере туризма — мир посмотрел, себя показал, за что и по сю пору искренне и глубоко признателен ещё одному замечательно хорошему человеку — Сергею Михайловичу Бузько — директору турфирмы «Мир». Но планетка наша маленькая, и я, за шесть лет отсмотрев все её достопримечательности, какие удалось, заскучал от безделья.

Тут опять выручил, поднявшийся тогда в бизнесе уже до известных высот, Тёшка Биков, взяв меня к себе на работу. На кой ляд юридическо-консультационной «лавке» переводчик — тогда было не понятно, но оказалось, что «чуйка» у Бикова работала отлично, и я и по сей день востребованно «горбачусь» на своего друга.

Спустя какое-то неозначенное время, всё тому же Бикову пришла в голову превосходная мысль — привести всё это «кухонное» творчество в надлежащий порядок и записать произведения друзей на более надёжный, чем человеческая память, носитель. В результате все мы стали счастливыми обладателями огромного количества музыкального и около материала, как авторского, так и «перепевок» (на сегодня завершено и выпущено более 13-ти разных альбомов, причём несколько из них «двойные»). Но, как любит говорить Юра Мишков,

Юра Мишков

«сам процесс значительно интереснее результата», а ему виднее — он аранжировал, инструментовал и отыграл 12-ть из 13-ти прожектов. Я, в общем-то, ничего тут возразить не могу, поскольку процесс в этой жизни свёл меня с отличными музыкантами и просто очень хорошими людьми: Юрой Хазиным, Сашей Кузнецовым — бессменным звукорежиссёром почти всех наших проектов

Саня Кузнецов

Мишаней Симаковым

Мишаня Симаков

Андреем Мурашевым

Андрей Мурашев

Витей Коврижных, Володей Назимовым

Володя Назимов

Светой Потаповой, Серёжей Наумовым, Виталием Владимировым и ещё с огромной кучей народа (читайте, в общем,"спасибки" и «кредитс» на дисках). Перечень далеко не полный, так как речь идёт только о том народе, который имеет непосредственное отношение к музыкальному прошлому и настоящему вашего покорного слуги. Надеюсь, друзья не обидятся...

Творческий же процесс не остановѝм, и продолжается доныне, тем более что пишется не «в стол», а на потребу благодарной, хоть и узкой, аудитории, целям расширения каковой и служит данный сайт. (Сказалась, мля, всё-таки, на лексике служба в юридической «конторе»...).

Квартирник в Кофе. Вафли. Блюз. 22.09.17

P.S. Русский (по крайней мере по паспорту), разведён, не сидел (Бог пока миловал...), родственников за границей имею, но не знаю где, сколько и каких.

P.P.S. Пятеро разновременных замечательных детей от четырёх разновременных хороших женщин. Ну, это официально...

Алексей... первенец...
Илюха... Ещё сын...
Юлька... Дочь!
Сёмка... Опять сын...
Никитос... Снова сын...